Учитель по профессии, наставник по жизни
После 25 лет работы в бакинской школе Людмиле Лысовой пришлось всё начинать сначала, только уже на белорусской земле. Привыкать к новой жизни было непросто: довольно разные культуры, менталитет. «Первое, что бросалось в глаза, – это отношение родителей к педагогу, – признаётся Людмила Петровна. – На Кавказе отец тебя только родил, воспитал учитель. Там мамы и папы учеников были нашими первыми помощниками. Если идёшь поговорить с ними домой, тебя встречают как самого дорого гостя. Здесь же родители могут прийти в учительскую и отчитать тебя, не стесняясь при этом в выражениях. И самое интересное, что порой они даже имени педагога не знают, но главное, что пришли с претензией, потому что увидели плохую оценку».
Это абзац из статьи которую прочитаете ниже. Его "выдернул" из контекста по одной причине - сам родился в одной из среднеазиатских республик тогдашнего СССР и, приехав жить в россию увидел то, о чем упоминает Людмила Петровна. Нет, я не педагог и вообще не отношусь к делам образовательным никак, но взаимоотношения между учителями и учениками, и их родителями, а хуже того - отношение младшего поколения к старшему . . . В Узбекистане, а именно там я жил и окончил школу, за подобное отношение к старшим и учителям, и от родителей, и от соседей, и от старших друзей такого можно отхватить . . .
Но шли года и я "обрусел" , и очень об этом жалею . . .
Фото: Анна Пащенко
Нередко писателям и сценаристам приходится годами ломать головы в поисках удачной и интересной истории. Однако порой встречаются люди, жизнь которых сама по себе уже является готовым сюжетом. Автору не нужно его приукрашивать, добавлять события или персонажей: всё на своих местах. Такой историей может похвастаться и Людмила Петровна Лысова. Женщина, родившаяся на Востоке, но по воле судьбы оказавшаяся в синеокой Беларуси. Человек, которому пришлось начинать с нуля после 25 лет упорного труда. Дочь лётчика-истребителя, ветерана Великой Отечественной войны. Педагог, чей профессиональный стаж приближается уже к 50-ти годам. Наставник, выпустивший во взрослую жизнь десятки воспитанников, в числе которых и первая леди Азербайджана Мехрибан Алиева…
Жизнь разделилась на «до» и «после»
Это покажется удивительным, но судьба накрепко связала историю этой семьи с тремя странами: Россией, Азербайджаном и Беларусью. Дедушка нашей героини – Данила Кузьмич Лысов – родом из Ульяновской губернии. В конце XIX – начале XX века, когда пронеслась весть о том, что в Баку забили нефтяные фонтаны и срочно нужны рабочие, он вместе с братом решил попытать счастья в солнечном городе. Добирались до Баку долго: пешком, на перекладных, по морю. Но всё же дошли, в этом городе и осели. Здесь родились дети, а потом и внуки. Отец Людмилы Петровны прошёл войну, был военным лётчиком-истребителем, орденоносцем, дошёл до Потсдама. В мирное время летал на «гражданке». Пётр Данилович посвятил авиации 40 лет.
В 1944-м в семье Лысовых родилась девочка. Когда пришло время идти в 1-й класс, на обучение её отдали в одну из лучших городских школ того времени – среднюю школу № 23 имени А. С. Пушкина. Затем была учёба в Азербайджанском (ныне Бакинском) государственном университете по специальности «русская филология» и возвращение в родную школу уже в качестве учителя. Не поверите, но муж Людмилы Петровны тоже выходец из этого общеобразовательного учреждения и тоже педагог, но только по профилю история/обществоведение.
«Директор средней школы № 23 имени А. С. Пушкина Валерия Петровна Курдюмова принимала нас двоих в первый класс, выпускала во взрослую жизнь, а потом брала к себе на работу. Когда ей исполнилось 70, мы провожали её на заслуженный отдых, – вспоминает Людмила Петровна. – За время работы в школе мы с мужем объездили все места, где только ступала нога Александра Пушкина. Трудно передать, сколько воспоминаний, впечатлений осталось. Но, наверное, самыми незабываемыми можно назвать те полтора месяца, которые мы провели в Михайловском. Нас называли доброхотами, потому что приехали мы туда поработать в составе стройотряда по своей воле. С Семёном Степановичем Гейченко, который на протяжении 45 лет являлся бессменным директором заповедника в Михайловском, у нас была личная переписка. Сохранились даже книги с его дарственными надписями».
Так тихо и мирно текла жизнь этой семьи, но вскоре пришла беда: разгорелся военно-политический конфликт. Тогда карабахские события вынудили многих покинуть родные места. В их числе оказалась и семья Людмилы Лысовой.
«В Беларуси у меня жил кузен, поэтому приняли решение переезжать именно сюда, – рассказывает Людмила Петровна. – Но спокойно выехать не удалось. В ночь перед отъездом нас предупредили, что контейнеры с вещами могут поджечь. Тогда уже было введено военное положение, и я позвонила военному коменданту. Представилась, рассказала об опасности. Он тут же прислал трёх автоматчиков, и они целую ночь охраняли наши вещи».
А потом был долгий переезд в Беларусь, в которой всё пришлось начинать с чистого листа. Жизнь, разделённая на «до» и «после» тех страшных событий. «У мужа это незаживающая рана, – не скрывает Людмила Петровна. – Он всегда задаётся вопросом: за что? Столько лет он, армянин, учил азербайджанских детей, был востребован, а потом родной город его же и выдворил. Человек привыкает ко всему, но как только появляется какое-то напоминание о той жизни, в груди начинает щемить, понимаешь: твой дом – там. И всё же в белорусскую землю мы уже вросли корнями. Здесь я похоронила родителей. Здесь родилась и новая жизнь: мне подарили троих внуков и правнучку. Одно могу сказать точно: в эту страну я влюбилась с первого взгляда. Возможно, не последнюю роль сыграл контраст. В Баку горы, море и водопады, а здесь равнины, зелень, озёра. Беларусь называют синеокой, и, знаете, это очень точно подмечено».
Есть учитель, а есть урокодатель
Педагогический стаж Людмилы Лысовой приближается к 50-ти годам, поэтому о случайном выборе профессии говорить не приходится. Это было осознанное решение. «Я любила и учиться, и учить, – рассказывает она. – После окончания школы точно знала, что мне по душе язык и литература. Но вопрос заключался только в том, какой язык выбрать: английский или русский. Признаюсь честно, на английский не пустили родители. Поэтому поступала на русскую филологию. В тот год было подано 80 заявлений, а мест для набора только 75. Но после сдачи обязательного азербайджанского языка из 80 человек осталось 73, поэтому на последний экзамен мы шли уже уверено».
В профессию молодая учительница ушла с головой. Помимо основных занятий в школе, вывозила детей на экскурсии, устраивала дома вечера, посвящённые творчеству поэтов. «Моя свекровь всегда по-доброму ворчала: "Опять эти дети здесь?" – А я отвечала: "да, это мои дети", – вспоминает Людмила Петровна. – Наша директор в бакинской школе всегда говорила: есть учитель, а есть урокодатель, который пришёл, дал урок, а потом забыл про всё, что происходило в этих стенах. Конечно, быть может, им легче живётся, но уж точно не интереснее. Знаете, учитель – это не профессия, это диагноз в хорошем смысле слова: ты либо целиком в этом, либо тебе здесь нечего делать, уходи. Помню, был очень забавный эпизод. Встретила свою однокурсницу, и мы разговорились. Спрашиваю, где работаешь? – "В комитете по печати", – отвечает она. – "А ты?" – "А я – в школе". И на эти мои слова однокурсница восклицает: "О! Бедная!"» Представляете? Вот как многие воспринимают педагогический труд. Потом я отошла в сторонку и подумала: да нет, не бедная. Мне нравится, я расту, всем интересуюсь, а главное – у меня получается».
И всё же самым ярким свидетельством того, что человек состоялся в педагогической профессии, можно назвать любовь благодарных учеников, а таких среди выпускников Людмилы Лысовой немало. «Они постоянно приглашают меня в гости. В 2005-м мы встречались в Баку, в 2007-м – в Израиле. Этим летом тоже просят приехать, но я, если честно, сомневаюсь. Такие встречи всегда очень волнительны, а здоровье уже не то, мне ведь уже 71 год», – не скрывает Людмила Петровна.
В числе выпускников, с которыми педагог до сих пор поддерживает связь, и первая леди Азербайджана Мехрибан Алиева, так что Людмилу Лысову действительно можно назвать легендой. «Когда в прошлый раз я приезжала в Баку, мы очень хотели встретиться с Мехрибан, но сами понимаете, она занятой человек. Поэтому удалось поговорить только по телефону, правда, нередко мы с ней переписываемся на фейсбуке». Кстати, к современным компьютерным технологиям педагог относится благосклонно, нередко созванивается с друзьями по Skype. «Если есть такие средства общения, почему бы их не использовать? Это очень удобно, особенно, когда человек находится далеко. Так что пару дней обучения – и теперь внуки называют меня продвинутым юзером», – смеётся Людмила Петровна.
Непреложный закон: никому не объявлять войны
После 25 лет работы в бакинской школе Людмиле Лысовой пришлось всё начинать сначала, только уже на белорусской земле. Привыкать к новой жизни было непросто: довольно разные культуры, менталитет. «Первое, что бросалось в глаза, – это отношение родителей к педагогу, – признаётся Людмила Петровна. – На Кавказе отец тебя только родил, воспитал учитель. Там мамы и папы учеников были нашими первыми помощниками. Если идёшь поговорить с ними домой, тебя встречают как самого дорого гостя. Здесь же родители могут прийти в учительскую и отчитать тебя, не стесняясь при этом в выражениях. И самое интересное, что порой они даже имени педагога не знают, но главное, что пришли с претензией, потому что увидели плохую оценку».
Не меньшее недоумение вызывало у Людмилы Лысовой и поведение самих детей. «Скажу честно, первый год я пребывала в шоке, – делится впечатлениями педагог. – А потом поняла, такое поведение вовсе не означает, что они плохо относятся к учителю. Просто ребята не представляют, что можно вести разговор по-другому. К сожалению, особенно в последние годы, школу воспринимают как прививку: переживём и ладно. Никто не считает её вторым домом. Ребята не желают усердно трудиться. Они хотят щёлкнуть пальцами, и чтобы всё появилось само собой. И эта тенденция касается не страны, а, скорее, времени. Один бакинский ученик как-то написал мне: "К сожалению, и у нас вырастают поколения, которые могут не уступить женщине место в автобусе". – Раньше это было исключено, – уверяет наша собеседница. – Быть может, вас обидит моё замечание, но в Беларуси никто не вскакивает с мест, когда в общественный транспорт заходит пожилая женщина. Внучка на этот счёт сделала мне комплимент, сказала, что тоже бы не предложила мне присесть, потому что я не выгляжу старушкой, но всё же факт остаётся фактом. А вот в 2005-м я приезжала в Баку. Когда вошла в вагон метро, как минимум семь человек поднялись, чтобы уступить мне место».
В работе и по жизни в целом Людмила Лысова руководствуется неизменным правилом: никому не объявлять войны. Её мама была дипломатом от природы, в доме никогда не слышалось грубого слова, окрика, да и вообще повышенного голоса. Возможно, умение сглаживать острые углы на генетическом уровне передалось и её дочери. К слову, этой заповеди Людмила Петровна учит и своих воспитанниц. «Не устаю повторять: женщина захочет войны – будет в доме война, захочет мира – будет мир, – отмечает педагог. – Все понимают, что восприятие жизни восточной женщиной и русской во многом отличаются. Если что-то выбило из колеи, что делает русская женщина? Как говорится, спасайся кто может, все по углам. Но на Востоке так не принято. Соседка из Баку научила меня справляться с такими сложными ситуациями по-другому. Я иду в ванную комнату, открываю кран и, пока идёт вода, я ей всё скажу. С водой это и уходит. Кстати, моя внучка тоже так делает».
«Дети должны чувствовать, что они мне интересны…»
О педагогическом труде сказано очень много. Давно обозначены и главные качества учителя, без которых он никогда не добьётся успеха. И всё же у каждого, кто ежедневно обучает и развивает подрастающее поколение, есть свои особые секреты. «Дети должны чувствовать, что они мне интересны. Я никогда не скрываю этого: мне с тобой интересно, независимо от того, какая у тебя отметка, – рассказывает Людмила Петровна. – Ещё убедилась в том, что никогда не нужно давить своими знаниями. Уметь признавать ошибки, если уж совершил их. Ну и, конечно, быть естественным. Дети мгновенно распознают, когда ты фальшивишь».
Педагог убеждена: каждый человек должен не только знать свою планку, но и стремиться её повысить. Своим ребятам она советует никогда не начинать дело с отрицательной частицы, ведь таким образом они определяют «потолок» своих возможностей. Когда человек говорит «не знаю», «не понимаю», «не могу», когда отказывается даже попытаться, его мозг в растерянности и уже ничем не может помочь.
«Когда я беру новый класс, все ребята колючие, – признаётся педагог. – Конечно, не следует быть на их уровне, но тянуться к ним нужно. Глядишь, и они невольно начнут до тебя подтягиваться. Когда не читаешь нотаций, включаешь чувство юмора, школьники сразу же оценивают твою работу. Бывает, даю им тему для сочинения и предупреждаю: в интернете такой нет, списать не удастся. Тогда они начинают причитать: "И зачем только сын научил вас пользоваться компьютером", – смеётся Людмила Петровна. – А ещё с детьми обязательно нужно говорить. Не просто двойка в дневник – и всё. Если ребёнок чего-то не сделал, дайте ему шанс исправиться. Я, к примеру, по субботам устраиваю день должника, чтобы ребята могли сдать свои долги. К тому же, в такие дни мы много разговариваем не только о книгах и персонажах, но и о жизни, о месте человека в этом мире. Ребята воспринимают литературу как предмет, а мне бы хотелось, чтобы они воспринимали её как зеркало жизни и узелок на будущее».
Людмила Петровна уверена, что все дети разные. Одни спокойные, как удавы, другие просто фонтанируют идеями, но каждый хочет, чтобы учитель его понимал. Когда приходит время расставаться со своими воспитанниками, педагог испытывает разные эмоции. Это и радость, надежда на то, что дальнейший путь ребят обязательно сложится, и в то же время грусть, потому что уходит частичка тебя. Но жизнь идёт своим чередом, приходят новые дети, и механизм под названием «Школа» снова начинает свою работу.
«Знаете, есть одна замечательная фраза, которую я постоянно повторяю своим ученикам, – говорит педагог. – Вовсе не обязательно быть капитаном корабля, будь матросом, но самым лучшим. Вовсе не обязательно быть раскидистым деревом экзотической окраски, будь кустиком, но самым красивым. Вовсе не обязательно быть руководителем, будь ниже рангом, но лучшим работником в своей сфере». Что ж, с этой мудростью не поспоришь.
Учитель. Педагог. Наставник.
Вспоминая прошлое, Людмила Лысова признаётся, что ни одного дня не пожалела о выбранном пути. «Думаете, не было предложений? – улыбается педагог. – Были, и очень много. Но меня оставили в покое тогда, когда на собеседовании я сказала, что у каждого человека должна быть своя струночка. И моя – это учитель языка и литературы. Не администратор, не хозяйственник, не директор. Учитель». Уже который год Людмила Петровна работает в средней школе № 1 города Гомеля. Одна из её выпускниц рука об руку трудится сейчас вместе со своим наставником. Человеком, который всегда направляет и ведёт по жизни, указывает на слабости и вдохновляет на свершения, учит не забывать о прошлом и смело шагать в будущее, а главное, искренне гордится успехами учеников, даже если они сумели превзойти своего учителя. http://newsgomel.by/news/uchitel-po-professii-nastavnik-po-zhizni.
Комментариев нет:
Отправить комментарий