Страдание, душевную боль, несчастье должно быть легко отбросить. Это не должно быть трудным: вы не хотите быть несчастными. Значит, за этой трудностью стоит какое-то глубокое осложнение. И это осложнение состоит в том, что с самого детства вам не позволяли быть счастливыми, быть блаженными, быть радостными.
Вас принуждали быть серьёзными, а серьёзность предполагает грусть. Вас принуждали делать вещи, которых вам никогда не хотелось делать. Вы были беспомощны и слабы, зависимы от окружающих; естественно, вам приходилось делать, что вам говорили. Вы делали всё это, но неохотно, чувствуя себя несчастными, с глубоким сопротивлением. Так много вещей вас заставляли делать вопреки самим себе, что мало-помалу вам стало ясно одно: всё, что вы делаете вопреки себе, правильно, а всё, что вам не претит, обязательно окажется неправильным. И этот непрерывный процесс воспитания наполнил вас грустью, которая не естественна.
Быть радостным настолько же естественно, как естественно быть здоровым. Когда вы здоровы, вы не идёте к врачу и не спрашиваете: «Почему я здоров?» О здоровье нет надобности ничего спрашивать. Но когда вы больны, вы тут же спрашиваете: «Почему я болен? В чём причина моей болезни, что её вызвало?»
Вас принуждали быть серьёзными, а серьёзность предполагает грусть. Вас принуждали делать вещи, которых вам никогда не хотелось делать. Вы были беспомощны и слабы, зависимы от окружающих; естественно, вам приходилось делать, что вам говорили. Вы делали всё это, но неохотно, чувствуя себя несчастными, с глубоким сопротивлением. Так много вещей вас заставляли делать вопреки самим себе, что мало-помалу вам стало ясно одно: всё, что вы делаете вопреки себе, правильно, а всё, что вам не претит, обязательно окажется неправильным. И этот непрерывный процесс воспитания наполнил вас грустью, которая не естественна.
Быть радостным настолько же естественно, как естественно быть здоровым. Когда вы здоровы, вы не идёте к врачу и не спрашиваете: «Почему я здоров?» О здоровье нет надобности ничего спрашивать. Но когда вы больны, вы тут же спрашиваете: «Почему я болен? В чём причина моей болезни, что её вызвало?»
Совершенно правильно спрашивать, почему вы несчастны. Неправильно было бы спрашивать, почему вы блаженны. Вы были воспитаны в патологическом обществе, в котором быть блаженным без причины считается безумием.
Если вы просто улыбаетесь, улыбаетесь без всякой причины, люди подумают, что у вас в голове разошлись какие-то контакты, — почему вы улыбаетесь? Почему вы выглядите таким счастливым? И если вы скажете: «Не знаю, я просто счастлив», — ваш ответ только укрепит их в убеждении, что с вами что-то не в порядке.
Но если вы несчастны, никто не спросит, почему вы несчастны. Быть несчастным естественно; несчастны все. В этом нет ничего особенного. Вы не делаете ничего уникального.
Эта идея постоянно утверждается у вас в бессознательном: несчастье естественно, блаженство неестественно. Блаженство нуждается в доказательствах. Несчастье не нуждается ни в каких доказательствах. Мало-помалу это просачивается в вас всё глубже — входит в плоть и кровь — хотя, естественно, это против вас. Таким образом вас вынудили прийти в состоянии шизофрении; вам было навязано нечто противное вашей природе. Вас увели от самих себя, направив к чему-то, что не имеет к вам никакого отношения.
Вот что создаёт все несчастья человечества: никто в нём не там, где должен быть, никто не делает то, что должен делать. И поскольку он не может быть там, где ему нужно, — на что он имеет право от рождения, — каждый несчастен. И вы продолжаете уходить прочь от себя, дальше и дальше. Вы забыли дорогу домой. Где бы вы ни были, вы думаете, что это и есть ваш дом, — несчастье стало вашим домом, душевная боль стала вашей натурой. Страдание стало считаться здоровьем, не болезнью.
И если кто-то скажет: «Отбросьте эту несчастную жизнь, отбросьте это страдание, вы носите его с собой напрасно», — возникает очень значительный вопрос: «Но ведь это всё, что у нас есть! Если мы это отбросим, то станем никем, потеряем всякую тождественность. По край ней мере, сейчас мы кто-то: кто-то печальный, кто-то несчастный, кто-то страдающий. Если мы всё это отбросим, под вопросом окажется, кто мы такие, и в чём наша тождественность. Кто мы такие? Мы не знаем дороги домой, а ты отнимаешь это лицемерие, этот ложный дом, который был создан обществом».
Никто не хочет остаться голым посреди улицы.
Лучше быть несчастным — по крайней мере, вам есть что на себя надеть, хотя это и несчастье... но ничего страшного, все остальные носят точно такую же одежду. У тех, кто может себе это позволить, несчастья более дорогие. Те, кто этого себе позволить не может, несчастны вдвойне: им приходится жить в несчастье дешёвого сорта, в несчастье, которым нельзя похвалиться. Таким образом, есть богатые несчастные люди и бедные несчастные люди. И бедные несчастные люди изо всех сил пытаются достичь статуса богатых несчастных людей. Существуют только эти две разновидности.
Третья разновидность оказалась совершенно забытой. Третья разновидность — это ваша реальность, в которой никакого несчастья нет. Свойственная человеку природа — блаженна.
И если кто-то скажет: «Отбросьте эту несчастную жизнь, отбросьте это страдание, вы носите его с собой напрасно», — возникает очень значительный вопрос: «Но ведь это всё, что у нас есть! Если мы это отбросим, то станем никем, потеряем всякую тождественность. По край ней мере, сейчас мы кто-то: кто-то печальный, кто-то несчастный, кто-то страдающий. Если мы всё это отбросим, под вопросом окажется, кто мы такие, и в чём наша тождественность. Кто мы такие? Мы не знаем дороги домой, а ты отнимаешь это лицемерие, этот ложный дом, который был создан обществом».
Никто не хочет остаться голым посреди улицы.
Лучше быть несчастным — по крайней мере, вам есть что на себя надеть, хотя это и несчастье... но ничего страшного, все остальные носят точно такую же одежду. У тех, кто может себе это позволить, несчастья более дорогие. Те, кто этого себе позволить не может, несчастны вдвойне: им приходится жить в несчастье дешёвого сорта, в несчастье, которым нельзя похвалиться. Таким образом, есть богатые несчастные люди и бедные несчастные люди. И бедные несчастные люди изо всех сил пытаются достичь статуса богатых несчастных людей. Существуют только эти две разновидности.
Третья разновидность оказалась совершенно забытой. Третья разновидность — это ваша реальность, в которой никакого несчастья нет. Свойственная человеку природа — блаженна.
Блаженство — это не то, чего следует достигать.
Оно уже есть; мы с ним родились.
Мы его никогда не теряли, мы просто ушли от него в сторону, повернулись к нему спиной.
Оно совсем рядом, прямо у нас за спиной; небольшой разворот — и великая революция...
Но весь мир полон фальшивых религий, которые вам говорят, что вы несчастны, потому что в прошлой жизни совершили плохие поступки. Полный вздор! Почему существование должно ждать следующей жизни, чтобы вас наказать? Кажется, никакой необходимости нет. В природе всё происходит незамедлительно. Вы кладёте руку в огонь в этой жизни, а обжигаетесь в следующей? Странно! Вы обожжётесь тут же, здесь и сейчас. Причина и следствие неразрывны; не может быть никакого расстояния.
Оно уже есть; мы с ним родились.
Мы его никогда не теряли, мы просто ушли от него в сторону, повернулись к нему спиной.
Оно совсем рядом, прямо у нас за спиной; небольшой разворот — и великая революция...
Но весь мир полон фальшивых религий, которые вам говорят, что вы несчастны, потому что в прошлой жизни совершили плохие поступки. Полный вздор! Почему существование должно ждать следующей жизни, чтобы вас наказать? Кажется, никакой необходимости нет. В природе всё происходит незамедлительно. Вы кладёте руку в огонь в этой жизни, а обжигаетесь в следующей? Странно! Вы обожжётесь тут же, здесь и сейчас. Причина и следствие неразрывны; не может быть никакого расстояния.
Но эти фальшивые религии продолжают утешать людей: «Не беспокойтесь. Просто совершайте хорошие поступки, побольше поклоняйтесь, ходите в храм, в церковь, и в следующей жизни вы не будете несчастными». Кажется, никто не платит наличными; все — в следующей жизни. А из следующей жизни никто не возвращается и не говорит: «Эти люди вас обманывают! Это абсолютная ложь!» Религия — это всегда наличные, это даже не чек.
Разные религии нашли разные стратегии, но причина — одна и та же. Христиане, иудеи, мусульмане — религии, рождённые вне Индии, — говорят людям: «Вы страдаете, потому что Адам и Ева совершили грех». Первая пара, тысячи лет назад... и грех был невелик — вы его совершаете каждый день. Они просто ели яблоки, а Бог им запретил есть яблоки.
Но дело не в яблоках, дело в том, что они ослушались. Тысячи лет назад кто-то ослушался Бога. И они были наказаны, изгнаны из Эдемского сада, изгнаны из рая Бога. Почему мы страдаем? — потому что они были нашими праотцами.
Но в реальности всё обстоит совершенно по-другому. Дело не в плохих поступках, дело в том, что вы были уведены прочь от самих себя, от своего естественного блаженства. И ни одна религия не хочет, чтобы вы были блаженными так легко; что тогда будет с их дисциплинами? Что будет с их великими практиками, аскетическими практиками?
Разные религии нашли разные стратегии, но причина — одна и та же. Христиане, иудеи, мусульмане — религии, рождённые вне Индии, — говорят людям: «Вы страдаете, потому что Адам и Ева совершили грех». Первая пара, тысячи лет назад... и грех был невелик — вы его совершаете каждый день. Они просто ели яблоки, а Бог им запретил есть яблоки.
Но дело не в яблоках, дело в том, что они ослушались. Тысячи лет назад кто-то ослушался Бога. И они были наказаны, изгнаны из Эдемского сада, изгнаны из рая Бога. Почему мы страдаем? — потому что они были нашими праотцами.
Но в реальности всё обстоит совершенно по-другому. Дело не в плохих поступках, дело в том, что вы были уведены прочь от самих себя, от своего естественного блаженства. И ни одна религия не хочет, чтобы вы были блаженными так легко; что тогда будет с их дисциплинами? Что будет с их великими практиками, аскетическими практиками?
Если отбросить страдание — так легко, как я говорю, все эти фальшивые религии потеряют бизнес. Весь вопрос в их бизнесе. Блаженство нужно сделать таким трудным — почти невозможным — чтобы люди могли на него надеяться только в какой-то следующей жизни, после долгого и трудного путешествия.
Но я вам говорю по собственному авторитету: это случилось со мной именно так легко. Я тоже прожил много прошлых жизней и, несомненно, должен был совершить больше плохих поступков, чем любой из вас, — потому что я ничто не считаю плохим поступком. Восхищение красотой, восхищение вкусом, восхищение всем, что делает жизнь более радостной, более достойной любви, — для меня это не плохие поступки.
Я хочу, чтобы вы стали чувствительными, эстетически чувствительными ко всем этим вещам. Это сделает вас более человечными, это создаст в вас больше мягкости, больше благодарности к существованию.
И для меня это не теоретический вопрос. Я просто принял ничто как двери — это я называю медитацией, и это не более чем другое название для ничто... И в то мгновение, когда случается ничто, внезапно — вы стоите лицом к лицу с собой, и всё несчастье исчезает.
Первое, что вы делаете, — это просто смеётесь над собой, над тем, каким вы были идиотом. Никакого несчастья никогда не было; вы создавали его одной рукой, а другой пытались уничтожить — и, естественно, оставались в расщепленном, шизофреническом состоянии.
Но я вам говорю по собственному авторитету: это случилось со мной именно так легко. Я тоже прожил много прошлых жизней и, несомненно, должен был совершить больше плохих поступков, чем любой из вас, — потому что я ничто не считаю плохим поступком. Восхищение красотой, восхищение вкусом, восхищение всем, что делает жизнь более радостной, более достойной любви, — для меня это не плохие поступки.
Я хочу, чтобы вы стали чувствительными, эстетически чувствительными ко всем этим вещам. Это сделает вас более человечными, это создаст в вас больше мягкости, больше благодарности к существованию.
И для меня это не теоретический вопрос. Я просто принял ничто как двери — это я называю медитацией, и это не более чем другое название для ничто... И в то мгновение, когда случается ничто, внезапно — вы стоите лицом к лицу с собой, и всё несчастье исчезает.
Первое, что вы делаете, — это просто смеётесь над собой, над тем, каким вы были идиотом. Никакого несчастья никогда не было; вы создавали его одной рукой, а другой пытались уничтожить — и, естественно, оставались в расщепленном, шизофреническом состоянии.
Это абсолютно легко и просто.
Самое простое в мире дело — быть собой.
Никаких усилий не нужно. Вы — уже вы.
Лишь немного вспомнить... просто выбраться из всех глупых идей, которые навязало вам общество. И это так же просто, как просто змее выскользнуть из старой кожи, чтобы никогда даже на неё не оглядываться. Это всего лишь старая кожа.
Если вы понимаете, это может случиться в это самое мгновение.
Потому что в это самое мгновение вы можете увидеть, что нет никакого несчастья, нет никакой душевной боли.
В молчании вы стоите у дверей в ничто; лишь один шаг вовнутрь — и вы нашли величайшее сокровище, которое вас ожидало тысячи жизней.
ОШО, Баланс Тела и Ума
Самое простое в мире дело — быть собой.
Никаких усилий не нужно. Вы — уже вы.
Лишь немного вспомнить... просто выбраться из всех глупых идей, которые навязало вам общество. И это так же просто, как просто змее выскользнуть из старой кожи, чтобы никогда даже на неё не оглядываться. Это всего лишь старая кожа.
Если вы понимаете, это может случиться в это самое мгновение.
Потому что в это самое мгновение вы можете увидеть, что нет никакого несчастья, нет никакой душевной боли.
В молчании вы стоите у дверей в ничто; лишь один шаг вовнутрь — и вы нашли величайшее сокровище, которое вас ожидало тысячи жизней.
ОШО, Баланс Тела и Ума
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=2391466244213769&id=100000512493923&__xts__[0]=68.ARBCFrA37GL8dJcjlu93Oy8kybgKi_rE7ERRuWKgFFTDjq6veCZrzmlu1gLJWJbIpzYEzIb3WGbUi6z0Z3b8GIuO50XT3p_rVm3rDaqxJauLfQFtU4LNmvk2jE1k4mi0yjjFYjRapve-txXMOiMApaiJnh9vT8rXOD5fjxfVFCGpJ-QYFBpzaRx3xDou13Aj4BgHInMYwE4ziDW8AkZ7ci4n4qUhdG8r-a4VEvH5VA&__tn__=-R
Запомните следующее (даже если это покажется вам необычным): когда вы печальны, вы никогда не думаете о том, что ваша печаль, возможно, плод воображения. Я не встречал еще человека, который счел бы свою печаль плодом воображения. Печаль реальна на все сто процентов. Ну, а счастье? — вот здесь-то мысль сразу идет наперекосяк, и вы начинаете думать: «Возможно, это все мое воображение». Когда вы напряжены, вы никогда не думаете, что это воображение. Если о своем напряжении и страдании вы сможете думать как о плодах воображения, то они исчезнут. А если о своем безмолвии и счастье будете думать как о плодах воображения, то исчезнут они.
Все, что воспринимается как реальное, реальным и становится. Все, что воспринимается как нереальное, становится нереальным. Вы — творец окружающего вас мира, запомните это. Так трудно достичь момента счастья, блаженства — не растрачивайте его на мышление. Ведь если вы ничего не делаете, то возможно возникновение беспокойства. Если вы ничего не делаете — не танцуете, не поете, ни в чем не участвуете — это вполне возможно. Энергия, которая могла бы быть созидательной, породит беспокойство. Она создаст внутри новые напряжения.
Энергия должна быть созидательной. Если вы не потратите ее на созидание счастья, эта энергия будет потрачена на созидание несчастья. Ваши привычки созидать несчастье, столь глубоки, что энергия течет в сторону несчастья легко и естественно. А вот созидать счастье — очень нелегкая задача.
Поэтому в первые дни вам придется постоянно осознавать. Всякий раз, когда наступает момент счастья, позволяйте ему захватить вас, овладеть вами. Наслаждайтесь им тотально, разве следующий момент может оказаться иным? С чего он будет иным? Откуда он придет?
Ошо. Медитация первая и последняя свобода.
Комментариев нет:
Отправить комментарий